Инклюзивное образование

Что такое инклюзивное образование

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Дэвид Бланкет

Инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка.

Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.

Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.

Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.

Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Пять распространенных вопросов об инклюзивном образовании

«У ребенка нет опыта общения со сверстниками, он привык, что все его желания мгновенно исполняются взрослыми. Сможет ли он учиться в обычной школе?»

Для начала надо разобраться, есть ли у ребенка серьезные проблемы с коммуникацией или его просто разбаловали в семье. Если речь не идет о таких расстройствах, как синдром дефицита внимания или гиперактивность, при которых детям сложно контролировать свое поведение, скорее всего, общими усилиями родителей и педагогов получится адаптировать ребенка с ОВЗ к обучению в типичных условиях. Во многих случаях внедрение в среду здоровых ровесников положительно сказывается на его психологическом состоянии. Вынужденная изоляция усугубляет имеющиеся проблемы, а доброжелательные отношения со сверстниками способны переключить внимание таких детей на общие дела, расширить их кругозор.

«Стоит ли создавать дополнительные проблемы учителям и здоровым детям, помещая больного ребенка в обычный класс?»

К сожалению, очень многие родители полагают, что присутствие в коллективе ученика с особенностями развития нежелательно для остальных детей. Противников инклюзивного образования в РФ немало, и чаще всего такая позиция объясняется недостаточной информированностью о процессе обучения в таких классах. Почему-то считается, что особенный ребенок требует к себе повышенного внимания учителя в ущерб остальным учащимся. Возможно, в некоторых случаях, особенно на начальном этапе, такие проблемы возникают, но это не повод отказывать детям с ОВЗ в праве на образование в нормальных условиях. Окончательное решение остается за врачами и родителями.

«Здоровые одноклассники будут плохо относиться к особенному ребенку. Среди детей с такими же проблемами ему будет лучше, так может отдать его в специальный интернат?»

Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ. Некоторые смогут обучаться только в коррекционной школе, но у многих детей нет серьезных противопоказаний к посещению обычного образовательного учреждения. Напротив, внедрение в коллектив здоровых сверстников готовит его к нормальной жизни в будущем. Он постепенно проходит все этапы социализации, познает принципы устройства общества и основы взаимоотношений между людьми. Такой опыт он никогда не получит, находясь дома или в стенах спецучреждения.

«Какие условия должны быть в школе, чтобы ребенок с ОВЗ не ощущал дискомфорта?»

В учебном заведении должно быть соответствующее оснащение входов, лестниц, коридоров, туалетов, кабинетов, столовой. Речь идет о поручнях, пандусах, подъемниках, табличках со шрифтом Брайля, специальной мебели, расширенных дверных проемах. В школе должны работать психолог, социальный педагог, медицинский сотрудник, тьюторы.

«Как быть, если ребенка с ОВЗ приняли в класс, где не предусмотрено специальное оборудование?»

Вопрос решается на уровне администрации школы и регионального департамента образования. Учебное заведение не вправе отказать такому ребенку по причине неподготовленности помещений. Наоборот, появление в школе даже единственного ученика с ОВЗ – это повод срочно заняться ее оснащением, позволяющим принимать других детей с аналогичными проблемами.

Как правило, деньги на финансирование соответствующих трат заложены в целевых программах расходования бюджетных средств. Образовательное учреждение может подать заявку на их выделение для проведения переоборудования помещений.

Развитие инклюзивного образования – перспективный путь вовлечения детей с ОВЗ в активную учебную и внеурочную деятельность, оптимальный способ их адаптации к нормальной взрослой жизни и воспитания полноценного члена общества, несмотря на имеющиеся проблемы со здоровьем.

Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

4

Госуслуги

Bus.gov.ru

moe banner