Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году:

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут. 

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) 2016-2017 учебный год

  • Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 г. № 10-764 

Перейти

  • Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования 

Перейти

  • Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) 

Перейти

  • Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) 

Перейти

  • Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 

Перейти

  • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) 

Перейти

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования 

Перейти

  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 

Перейти

  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) 

Перейти

  • Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)

Перейти

  • Бланк записи итогового сочинения (изложения) 

Перейти

  • Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году 

Перейти

  • Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ»  по подготовке к итоговому сочинению (изложению) разработаны на основе анализа итоговых сочинений 2015/16 учебного года и могут быть использованы образовательными организациями 

Перейти

Документы:

  • Приказ №339 от 17.11.2016г. "Об участии в итоговом сочинении выпускников 11 класса 2016г. МБОУ "СШ №28". 

Скачать

  • Инструкция о проведении итогового сочинения (изложения). 

Скачать

  • Информация Рособранадзора №02-651 от 01.10.2014. 

Скачать

  • Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. 

Скачать

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. 

Скачать

  • Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения). 

Скачать

  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения). 

Скачать

  • Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения). 

Скачать

  • Приказ Министерства образования и науки РА №1391 от 25.10.2019г. "Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в Республике Адыгея в 2020 году". 

Скачать

  • Приказ Комитета по образованию №668 от 27.11.2019г. "Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году". 

Скачать

  • Приказ МБОУ "СШ №28" №448  от 21.11.2017г. "Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году". 

Скачать

  • Приказ МБОУ "СШ №28" №72 от 28.02.2018г. "Об уничтожении использованных черновиков и ксерокопий бланков итогового сочинения (изложения)". 

Скачать

 

Версия для слабовидящих

Свежие новости

  • Допобразование

    Успешным занятиям по настольному теннису способствует хорошая общефизическая подготовка. Упражнения на подвесных турниках и брусьях, которые получили в рамках проекта «Успех каждого ребёнка», укрепляют мышцы рук.
    Используя наборы Lego Mindstorm EV3 и комплекты полей на занятиях кружка "Робототехника" ребята пробуют свои силы в проектировании и сборке роботов.
    Так здорово подарить любимым мамам, бабушкам, сёстрам букет весенних цветов к 8 Марта! В рамках программы рисуем весенние цветы сухой пастелью.

  • Творчество, наука, спорт - основные направления ДО

     

     

     

    Творчество, наука, спорт - основные направления на занятиях объединений дополнительного образования.

    Одна из любимых тем на занятиях кружка " Волшебная кисть" - это любимые питомцы. Учимся технике художников-анималистов!

     На занятиях по настольному теннису дети изучают новые приемы, удары, подачи, играют между собой и соревнуются.
    Используется весь инвентарь и оборудование. Данные тренировки развивают быстроту реакции, концентрацию внимания, совершенствуют физическую подготовку.

     

    Работа над проектом "Малые реки Республики Адыгея" на занятиях кружка "Профессия - хранитель Земли"

    знакомит обучающихся с внутренними водами Адыгеи проблемами сохранения воды.

  • Всероссийский форум по профориентации для школьников 8-11 классов

  • Суперфинал Международного чемпионата по Битве Роботов

     

  • Дополнительное образование

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

4

Госуслуги

Bus.gov.ru

moe banner