Термины и определения, список сокращений

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ОУ – образовательное учреждение

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум

ельная программа

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт

ТСО – технические средства обучения

СанПиН -  Санитарные нормы и правила

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии

ИОП – индивидуальная образовательная программа


Сайты на русском языке

  1. Федеральный портал "Российское образование"-edu.ru
  2. Список базовых федеральных образовательных порталов-edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm
  3. Все для поступающих (cайт Научно-технического центра "Университетский")-edunews.ru
  4. Центры дистанционного образования в России-edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=dist&part=abitur&add=adv
  5. Интернет-проект о детях с особенностями развития-specialneeds.ru
  6. Интернет Проект ИВРОР (Инвалиды в России – откровенный разговор): Образование для инвалидов-narod.ru/education.htm
  7. Статистика Российского Образования- edu.ru
  8. Национальный доклад 2005 "Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации" (1.53 МБ)-edu.ru/doc/Doklad_tabl_obl.pdf
  9. INFO: Информационное агентство - портал инвалидов- invak.info
  • Инициатива "Право общественных интересов" (на русском и английском языках)- www.pili.org/2005rur
  • ЮНИСЕФ: дети с инвалидностью (на русском и английском языках)-www.unicef.org/ceecis/media_3021.html
  1. Институт коррекционной педагогики РАО, ресурсный центр страны-edu.mhost.ru
  2. Справочная информация о образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих по всей России-deafnet.ru/dn/index.phtml?c=46
  3. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка-defectolog.ru
  4. Татьяна Гогуадзе: диагностика и коррекция нарушения письма-dyslexia.ru
  5. Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих-tiflocomp.ru
  • "Интеграция" (сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники)-integr.org
  • i-Школа: школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья-home-edu.ru
  1. "Большая перемена" – проект, нацеленный на общественное продвижение Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010-newseducation.ru
  2. "Московское образование": информационный портал Департамента Образования г. Москвы-mosedu.ru
  3. Официальный сервер Департамента Образования г. Москвы-educom.ru
  4. Министерство образования и науки РФ: Федеральное агентство по образованию-ed.gov.ru
  1. Электронный научно-практический журнал «Вопросы Интернет-образования»-fio.ru
  2. «Детские домики» – забота о детях с особыми нуждами (проект Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас!»)-hereandnow.ru/?act=sp&object=subpart&id=45
  3. Баннерообменная сеть «ДетскиеДомики» (Задача сети – продвижение сайтов помощи детям.К обмену приглашаются сайты организаций, проектов, частных лиц, которые в своей деятельности, так или иначе, оказывают помощь детям с особыми нуждами.)-detskiedomiki.ru
  4. Благотворительный фонд ОИП "Праздник жизни". (Объединение усилий семей с больными детьми, представителей власти, медицинских работников и сочувствующих людей в решении вопросов по организации лечения, реабилитации и социальной адаптации семей с больными детьми.)-holilife.ru/blago/
  5. Нижегородский институт развития образования-niro.nnov.ru
  6. Независимый институт социальной политики (Москва)-socpol.ru
  7. Публикации Независимого института социальной политики (Москва)-socpol.ru/publications/
  8. Инновационная образовательная сеть "Эврика"-eurekanet.ru
  9. Департамент здравоохранения г. Москвы-mosgorzdrav.ru
  10. Российский общеобразовательный портал-edu.ru
  11. edukids.ru
  12. Информационная медицинская сеть-neuro.net.ru
  13. Электронная библиотека "Особый ребёнок"-webcenter.ru/~scdl
  14. Сайт "Особое детство" (Центр лечебной педагогики, г. Москва)-osoboedetstvo.ru
  15. Полезные книги (книжный раздел сайта "Особое детство")-osoboedetstvo.ru/books.htm
  16. Сайт Санкт-Петербургского фонда "Отцы и дети"-autism.ru
  17. Сайт "Детская психология для родителей"-psyparents.ru
  18. Сайт "Детский Психолог"-childpsy.ru
  19. Информационная сеть российской психологии-psi-net.ru
  20. Каталог некоммерческих организаций России-nco.yandex.ru
  21. Конференция "Другие дети" на сайте "Семья.ру"-7ya.ru/conf/conf-Others.aspx
  22. Конференция "Особые дети" клуба "Родим и вырастим"-rodim.ru/conference/index.php?showforum=124
  23. Форум на русскоязычном сайте мамы аутичного ребёнка из Канады-elinahealthandbeauty.com/forum
  24. Каталог издательства "Теревинф" (Литература по лечебной педагогике – книги для родителей и специалистов)-terevinf.ru
  25. Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. Портал позволяет специалистам в области инклюзивного и специального образования и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья иметь быстрый доступ к масштабному информационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения-edu-open.ru
  26. Деятельность Центра лечебной педагогики (создан в 1989 году) направлена на то, чтобы помочь каждому особому ребенку найти свою дорогу в жизни: от диагностики и ранней помощи до получения профессии и интеграции в жизнь общества-ccp.org.ru
  27. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования создан решением Учёного совета Московского городского психолого-педагогического университета в июле 2009 года. Цель деятельности института - научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования. Институт ведёт прикладные научные исследования по основным проблемам инклюзивной образовательной практики, разрабатывает программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе интегративного и инклюзивного образования, создаёт технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем профессиональном образовании
  28. inclusive-edu.ru
  29. zipПаспорт доступности646.61 KB

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя

  • совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной  компетенции, социализации и др.),
  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
  • компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки применения ИКТ.

 


 

Родителям

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни.

Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.

Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция:

  • Включение – это больше, чем интеграция.
  • Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
  • Специалисты приходят помогать детям.
  • Обычные школы изменяются.
  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
  • Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
  • Воспринимают человеческие различия как обычные.
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
  • Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
  • Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.

 


 

Материально-техническое обеспечение

            Создание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической баз, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование. Изменений требуют вход в школу, внутреннее пространство, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение, специальное оборудование (по необходимости), гигиенические требования.

            Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
  • возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;
  • санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребёнка и т.д.);
  • пожарной и электробезопасности , с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ.

            Формирование доступной среды в  ОУ включает  изменение архитектурной среды школы.

 


 

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

 


 

Организационно-педагогическое обеспечение

            Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приёмов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП),а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

            Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

 


 

Положение о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ

                Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества.

                В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учебные заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей закреплено законодательно.

            Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски  путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от  его физических и других возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

4

Госуслуги

Bus.gov.ru

moe banner